Сергей Лукьяненко: «вместо возрождения традиций нам следовало бы смотреть вперед» (Denik N, Чехия) - «Общество»

  • 00:00, 25-ноя-2018
  • Общество
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Виктор Толочко | Перейти в фотобанкВ России царит определенное ощущение, что наша страна отвергнута, а у молодежи утрачена концепция позитивного будущего. Известный российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в интервью чешкой «Деник Н» рассуждает о том, что и в какую сторону изменилось в России, когда на смену собственной идеологии пришла общемировая, европейская.

Интервью с писателем Сергеем Лукьяненко


Встречу с автором известных и успешно экранизированных романов «Дневной дозор» и «Ночной дозор» нам организовали в ресторане «Черный орел» на пражской Кампе. Именно там разворачивается одна из сцен «Дневного дозора», и благодаря популярности автора ресторан превратился в место паломничества российских поклонников Лукьяненко. Об этом свидетельствуют замусоленные экземпляры его романов, которые гости используют вместо книги отзывов.


Den?k N: Вы приехали в Прагу на фестиваль «Новый русский фильм», чтобы представить ленту «Черновик», снятую по вашему одноименному роману. Он вышел в 2008 году и повествует о молодом человеке, который вынужден стать своего рода привратником между параллельными мирами. Вы довольны экранизацией?


Сергей Лукьяненко: Не настолько, как хотелось бы. Мне нравится, что осталась основная мысль фильма. Нравится, как сыграли актеры. По-моему, они старались. У фильма есть определенные недостатки в сценарии, и концовка не очень удалась. В фильме, как мне кажется, зря был сделан политический акцент. Это не пошло ему на пользу.


В вашей знаменитой серии книг «Дозор» вампиры выступают в качестве сверхъестественных существ. Российские читатели ассоциируют вампиров с англо-американской традицией, в том числе «Дракулой» и «Сумерками», или скорее им ближе вампиры из русской классики?


— В России вампиров скорее воспринимают в контексте современных европейских и американских произведений. Мне это совершенно не нравится. Раньше вампир был символом некоего абсолютного зла — существо, которое убивает, чтобы продлить себе жизнь, а это весьма негативный образ. Сегодня из-за целого ряда книг и фильмов вампиры приобрели аристократический и благородный флер. Они по-прежнему убивают и сосут кровь, но остаются при этом возвышенными и прекрасными. Думаю, это плохо. Поэтому в своих романах я описал поведение вампиров и их сущность достаточно беспощадно.


В вашем новом романе «КваZи», который вскоре выйдет в чешском переводе, фигурируют зомби, ожившие мертвецы. Чем вам интересны эти существа? Для вас они метафора чего-то?


— Сначала мне предложили написать сценарий к фильму про зомби, на чем я от души посмеялся. Во всех фильмах эта тема раскрывается весьма однообразно, и места для этических вопросов уже не остается. Потом мне пришло в голову, что после стадии зомби человек вновь может обрести разум, и я начал раздумывать над тем, как можно было бы сосуществовать с подобными людьми. То есть понимая, через что они прошли. Роман «КваZи» как раз о том, на что мы готовы пойти ради бессмертия. Готовы ли мы стать бессмертными, чтобы улучшить свое собственное существование. Это весьма серьезный вопрос, поскольку развитие нашего общества идет к тому, что постепенно мы обретаем возможность продлевать собственную жизнь (вскоре, быть может, до бесконечности), но в ущерб жизни других людей.


В ущерб жизни других?



— Уровень жизни и его продолжительность в разных уголках мира очень отличается. Процветающие страны способны обеспечить своим гражданам высокий уровень и продолжительность жизни. Другие страны по-прежнему находятся в катастрофическом положении. Это страны Азии, Африки и так далее. Таким образом, этот огромный дисбаланс между тем, как живут люди в развитых странах и остальном мире, приводит к процветанию одних в ущерб другим.


То есть персонажи «кваzи» (те, кто пережил стадию зомби — прим. автора) воплощают западного человека и его безмятежный образ жизни?


— Не только западного человека, но и определенное мнение, которое распространено, вероятно, во всем мире. Мнение о том, что часть населения может жить более благополучно, чем другая. В Индии, например, огромная часть населения живет в жуткой нищете. Другая же часть населения живет в достатке на уровне Европы и США. Это очень печальная разница.


А в России? В вашем романе бессмертные «кваzи» ездят на велосипедах и не едят мясо. Кого они воплощают? Московских хипстеров?


— По сути да. Этот разрыв существует сегодня и в России. Часть людей, особенно в больших городах, живет комфортной жизнью, а для остальных это недостижимый уровень. В России такая же ситуация, как и во многих других странах. Где-то этот разрыв менее очевиден, но в России он очень заметен.


Кто в этом виноват?


— Думаю, что это следствие царящего индивидуализма. Я не сторонник социализма или коммунизма, но, как мне кажется, наш мир сегодня становится очень жестоким и теряет человечность.


Фантастика всегда смотрела в будущее, и точно так же коммунистическая идеология была обращена в будущее. Современное политическое руководство России, наоборот, обращено в прошлое. Не плохо ли, что этот взгляд в перспективу утрачен?


— Конечно, плохо, но я бы сказал, что обращенность к традиционализму в России носит скорее внешний и декларативный характер. Например, возвращение к православию как раз поверхностно. В глубине подход к жизни у России западный. За последние 20 лет Россия идет по одному пути вместе с остальным миром. С другой стороны, в последние годы Россия агрессивно защищает свою позицию в мире. Нельзя сказать, что мы предлагаем миру какой-то альтернативный путь, скажем коммунистический. Скорее мы хотим те же права и привилегии, что и остальные страны. В России царит определенное ощущение, что наша страна отвергнута. Это ощущение сохраняется лет 15 и вызывает раздражение.


Если элиты снова предложат некую позитивную концепцию будущего, не поможет ли это России?


— Бесспорно. Думаю, любая страна должна смотреть вперед вместо того, чтобы возрождать какие-то традиции. Однако всегда в любой стране традиции — это определенная опора для людей. В кризисные периоды народ и власть полагаются на традиции. Возвращение к традициям — это своего рода защитная реакция.


Ваши книги читает очень молодая аудитория. Как вы оцениваете молодое поколение после стрельбы в керченском колледже и взрыва в Архангельске, которые на совести молодых людей?


— По-моему, произошедшее связано с тем, что утрачена концепция позитивного будущего. Россия пытается во всем копировать западный мир. Несмотря на все конфликты, они являются скорее частностями. Вообще же Россия придерживается общепринятой линии поведения. Загвоздка только в том, что сейчас Россия старается эту модель всеми силами сохранить. Позитивной концепции будущего для молодежи определенно нет. Молодежи предлагается: «Учись, работай и зарабатывай деньги». Это весьма банально и скучно. Молодежь всегда жаждет какого-нибудь судьбоносного прорыва, великого плана. Она не хочет повторять жизнь своих родителей, брать квартиру в ипотеку и работать от рассвета до заката. Но сейчас им никто ничего другого не предлагает. Поэтому молодые люди ищут героизма там, где его нет, включая такие безумные вещи, как террористические акты.


Мы говорили о копировании Запада. В Чехии, что парадоксально, самая интересная фантастическая литература создавалась в 80-х, еще до революции. Но после нее авторам пришлось равняться на западные литературные произведения, они их часто копировали, и качество стало снижаться. Столкнулась ли российская фантастика с такой же проблемой?


— Да, в советские времена, несмотря на жесткие идеологические рамки, авторы стремились создавать интересные произведения, и иногда это у них получалось. Потом открылся доступ к самой разной мировой литературе, в том числе фантастике, началось копирование и перенимание того, что уже было создано на Западе. Вещей, которые уже отнюдь не новых. Сегодня на подъем идет китайская фантастика, и причина в том, что Китай, который, конечно, тоже во многом копирует Запад, все же старается сохранить свою оригинальность, свой взгляд и свою историю. Мы тоже пережили период, когда фантастику наводнила западная литература. Сегодня ситуация отчасти такая же, но не до конца.


Давайте еще раз вернемся к теме будущего. После теракта в Керчи вы написали на своей странице в «Фейсбуке», что для молодых «нет настоящей романтики, нет настоящей цели, нет мечты. В итоге один идет на митинг, второй идет на петтинг, третий идет бухать, а четвертый покупает ружье». Но не является ли гражданская активность для молодых как раз «выходом за рамки», о потребности в котором вы говорили?


— Да, но наша митингующая оппозиция очень специфична и очень легко управляема. Зачастую она отстаивает не собственные интересы, а служит инструментом для достижения чужих целей. Так что полноценной оппозиции, которая предлагала бы какой-то привлекательный и правильный путь, у нас на самом деле, по-моему, нет. Есть либо та оппозиция, которая оперирует старыми, еще коммунистическими лозунгами и хочет возвращения к старому, либо та оппозиция, которая отстаивает интересы других стран, а не России. Эта оппозиция предлагает нам вернуться в 90-е и перейти под власть США. «Давайте делать все так, как нам скажут американцы». Ни первая, ни вторая оппозиция не пользуется особой популярностью.


Популярность правительства после повышения пенсионного возраста тоже снизилась. По-вашему, власть преследует интересы российского народа? И не преследует ли его интересы оппозиция, когда выступает против пенсионной реформы?


— Оппозиция только пользуется этими интересами. Разумеется, повышение пенсионного возраста не в интересах людей. Но, как мне кажется, основная часть оппозиции пользуется этим как предлогом для продвижения своей позиции. Интересы людей тут на самом деле роли не играют.


Еще к вопросу о будущем. Владимир Путин находится у власти уже 19 лет, то есть дольше Брежнева. Почему за это время российская власть так и не сумела предложить некую концепцию будущего?


— Меркель, по-моему, у власти так же давно, как и Путин.


Меркель занимает пост канцлера с 2005 года, и сейчас ее последний срок.


— Я думаю, что и Путин не будет больше баллотироваться. Почему у нас нет концепции? Потому что у страны нет собственной идеологии, а есть только общемировая, европейская. Если оценить политику правительства, то это стандартная европейская политика, если оставить в стороне возмущающие Европу факторы, такие как конфликт с Украиной.


Дело даже не в Украине. Российский оппозиционный сайт The New Times завершает свою работу после разгромного штрафа, а режиссер Кирилл Серебренников уже год пребывает в заключении (режиссера обвиняют в растрате государственных дотаций — прим. автора).


— Я могу привести пример Харви Вайнштейна, который тоже находится под домашним арестом за то, что когда-то к кому-то приставал. Что касается Серебренникова, то, по-моему, дело там исключительно в финансовых вопросах. Был совершен экономический деликт, в котором он оказался замешан. Насколько — этого я не знаю, но никакой политической подоплеки там нет. У нас есть масса режиссеров, которая настроена намного критичнее, чем Серебренников. Что касается The New Times, то у нас есть закон о регистрации СМИ, которые финансируются из-за рубежа. Это копия американского закона. The New Times не сообщил о своей зарубежной поддержке. Многие другие СМИ сделали это и продолжают работать. Тут тоже все по закону. Они его нарушили, поэтому и были оштрафованы.


Штраф настолько большой, что просто уничтожил их.


— Как говорится, «закон есть закон».

Другие новости


Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....