Скончался разведчик, завербовавший Скорцени и поймавший "главного врага евреев" - «Военные действия»

  • 06:48, 25-мар-2019
  • Военные действия / Армия Мира / Вооружение и технологии
  • Roger
  • 0

В Израиле в возрасте 92-х лет умер легендарный разведчик Рафи Эйтан. Он мало известен за пределами еврейского государства, однако его операции были сопоставимы с акциями Павла Судоплатова, а иногда и превосходили его по дерзости исполнения.

Среди дел, которыми прославился Эйтан, было два громки успеха, и два не менее громких провала. В успехи можно смело записать вербовку «личного диверсанта Гитлера» Отто Скорцени – с его помощью израильтяне уничтожали бывших нацистских ученых, работавших над ракетной программой Египта, и похищение Адольфа Эйхмана, т.н. «архитектора решения еврейского вопроса» - человека, придумавшего способы массового уничтожения евреев, цыган, советских военнопленных и других «нежелательных элементов».


Для начала надо вкратце рассказать, как сформировалась личность этого человека. Он учился в сельскохозяйственной школе, службу проходил в рядах ПАЛЬМАХ (боевых отрядах ХАГАНы, предшественницы Армии Обороны Израиля), дослужился до комроты.

В ходе подготовки к должности он впервые прошел курсы по военному делу и разведке. 15 мая 1948-го года был тяжело ранен в бою, после выздоровления вернулся в действующие силы, участвовал в боевых операциях, однако уже в качестве офицера разведки в бригаде Ифтах.

В 1950-м году он, казалось бы, оставил службу. Вначале управлял сельскохозяйственной фермой (обширный участок земли Эйтан получил после службы в армии), параллельно изучал экономику в Лондонском университете. Однако в 1955-м году тогдашний шеф ШАБАК (израильской контрразведки, общей службы безопасности) Исраэль Харель завербовал его вначале в эту организацию, а затем, при переходе в руководство Моссада, перетащил туда и Рафи. Рафи Эйтан возглавил оперативный отдел организации, и вскоре стал ответственным как минимум за часть того, что сделало эту службу легендарной.

Самое громкое дело

Адольф Эйхман был обычным, ничем не примечательным служакой. Худощавый, чернявый, нос с горбинкой, совсем не «арийской» внешности – друзья назвали его «маленький еврей». Примерный семьянин, обожавший свою жену. В счастливом браке родилось четверо сыновей. Хороший работник, стремившийся все делать наилучшим образом. Великолепный менеджер и организатор. Один из идеологов массового истребления "неарийцев".

Несмотря на внешность, происхождение у сын бухгалтера было самое что ни на есть арийское. Поэтому его с радостью приняли в ряды сторонников Третьего рейха. Адольф Эйхман примкнул к НСДАП и стал эсэсовцем. В Третьем рейхе молодой карьерист отвечал за «решение еврейского вопроса».

Он подошел к делу системно: начал изучать еврейскую культуру, языки (древний иврит и идиш, на котором говорили европейские иудеи), попытался съездить в Палестину – если нужно от евреев избавиться, можно их куда-нибудь выслать. Встретился с лидерами еврейского сопротивления в Каире – согласились, что увеличение числа евреев на Земле Обетованной в интересах и той и другой стороны.


Адольф Эйхман в зале суда

На тот момент избавиться от евреев нацисты хотели, отняв нажитое ими и выгнав евреев из страны: эта традиционная как для Европы, так и Ближнего Востока практика была достаточно привычной, обходилась определенным количеством убийств иудеев, и временно неплохо обогащала как низовых погромщиков, так и государство, решившие устроить зачистку.

Однако все стопорилось нежеланием англичан выполнять подписанный ими же документ – «декларацию Бальфура». В итоге немцы решили подступить к вопросу радикально – просто уничтожить всех евреев. Но сказать просто, сделать намного сложнее. Расстрелы были не только не экономичны с точки зрения «менеджера» Эйхмана, они сильно вредили психическому здоровью занимавшихся этим солдат. Да и процесс шел медленно.

Нужно было все систематизировать. Эйхман приступил к делу. Он организовал переписи еврейского населения, систему захвата и распределения собственности, логистику доставки евреев к точкам уничтожения. Наконец, саму систему уничтожения. Эйхман, опираясь на идею «газенвагена» (т.н. «душегубки», грузовой машины с подававшимся в герметичный кузов угарным газом) придумал систему лагерей смерти – в них людей можно было убивать не десятками, а тысячами, поставив деятельность на поток.

«Эффективный менеджер» убил с помощью свой налаженной машины смерти несколько миллионов человек, подавляющее большинство которых составили евреи. Однако были и цыгане, поляки, славяне, немецкие коммунисты, советские военнопленные – Эйхман убивал, не чувствуя особой вины. Он получил приказ и старался выполнить его максимально хорошо.


Попутно Адольф Эйхман занимался бизнесом – позволял меценатам выкупать целые еврейские семьи, как-то раз получив за спасение 1686 евреев три чемодана бриллиантов, золота и ценных бумаг. К концу войны понимая, что нацистский режим обречен, Эйхман подготовил пути отступления. Он сжег те документы, до которых мог добраться и которые его обличали целиком и полностью, подготовил новый паспорт – и с приходом союзников проскользнул сквозь их пальцы, успешно устроившись в Австрии. В 1950-м году преступник получил бумаги, позволившие ему отбыть в Аргентину. Там он поселился в Буэнос-Айресе, а зажил припеваючи. В 1952-м к нацисту присоединилась семья.

Стоит отметить, что сыновья боготворили отца. Дома все было пропитано духом нацизма, а после казни Эйхмана трех из четырех его сыновей арестовали: они готовили нападение с бутылками с горючей смесью на автобус местной еврейской школы.

Тем временем роль преступника в кровавой бойне давно уже была известна. Нашлись документы за его подписью, были отысканы выжившие чудом свидетели. На убийцу началась охота.

Поймать его помог случай. У немецкого еврея Германа Лотара, отсидевшего в Дахау полгода еще в 1935-м году и покинувшего Германию при первой же возможности (он сообразил, к чему идет дело) была дочь, Сильвия. У Эйхмана был сын, Клаус. Часто в статьях упоминается роман этих двоих, своеобразная история Ромео и Джульетты. Однако ничего подобного не было: девочке было 12, мальчику – 16, и они вместе посещали один и тот же молодежный клуб.

Только вот момент. Клаус ходил в клуб под своей реальной фамилией – Эйхман. Ему же не надо было ни от кого скрываться. А отца его почему-то звали Риккардо Климента, хотя на местного он похож не был, а держался как немец, да и говорил на этом языке без акцента. Герман Лотар что-то заподозрил. И начал стучаться во все двери.

Вначале ему не поверили в одном месте, затем во втором. Но тем не менее настойчивость немецкого еврея, потерявшего в Холокосте немало родных, дала плоды. Информация дошла до Фрица Бауэра, генерального прокурора штата Гессен в Западной Германии. В 1957-м году он сообщил об этом в Моссад. Там вначале тоже не поверили. Но решили проверить.

Проверка шла три года. У молодого еврейского государства было не так много сил и возможностей, и гораздо больше других важных нужд. Кроме того, в Буэнос-Айресе Эйхмана еще надо было найти.

Только к 1960-му году благодаря слежке и сравнению фотографий личность Адольфа Эйхмана была подтверждена. Однако нужны были железобетонные доказательства. И «Моссад» их получил. 21 марта семья, в которой – как было достоверно установлено – жена носила имя, совпадавшее с именем жены «бухгалтера смерти» во всем, за исключением одной буквы. Муж – удивительно похожий на фото Эйхмана из досье – принес цветы. Сверившись с документами, разведчики убедились, что выиграли джек-пот: у семейства Эйхманов из Германии времен Третьего рейха в этот день как раз была годовщина свадьбы.

Группа под руководством Рафи Эйтана начала разработку плана похищения преступника. Убивать его собирались только в самом крайнем случае: Эйхмана собирались выкрасть и судить.

Но тут на горизонте у разведчика возникла еще одна серьезная проблема: «Моссад» наткнулся на доктора Менгеле, одного из знаковых нацистских преступников. Менгеле самолично проводил эксперименты над детьми, умерщвлял их, пытал, особенно любил ставить опыты над парами близнецов. Это было чудовище, не менее отвратительное чем Эйхман. «Доктора смерти» также взяли под наблюдение.

Вопрос стоял ребром, либо кто-то один, либо оба. Руководство настаивало на том, чтобы схватить обоих убийц. Однако Рафи Эйтан запротестовал. Он понимал, что риски слишком велики. Эйтан остался следить за Менгеле, но тот ускользнул, как только стало известно о поимке Эйхмана.

Сама операция требовала множества логистических ходов. Для начала, прямого сообщения с Израилем у Аргентины не было: вывозить решили на официальном самолете израильской делегации. Израиль понимал, насколько такой ход может повредить отношениям с Аргентиной, но поимка автора технологии убийства миллионов человек была важнее.

В операции по захвату было задействовано 30 человек, в распоряжении группы было отдано 7 конспиративных помещений, включая две городские квартиры. Непосредственно в миссии по задержанию принимали участие 12 оперативников – они прибывали в страну по одному или парами, чтобы не вызвать подозрение. Рафи Эйтан был среди них и напрямую руководил операцией.

11 мая 1960-го года Эйхман опаздывал на час. Он пропустил автобус, задержался, посветил фонариком. В этот момент его окликнули по-испански и, внезапно, придушили борцовским приемом. Убийцу подхватили со всех сторон и запихнули в машину. Операция по поимке заняла меньше 20 секунд.

В машине Адольфа скрутили, заткнули рот кляпом, после чего повезли на оперативную квартиру. Точнее, виллу – под важную задачу сняли целый дом. Там его обыскали на предмет оружия и ядов, начали допрос. Эйхман долго не отпирался: он понял, кто его схватил и почти сразу назвал и номер партийного билета, и свои личные номера в СС.

На конспиративной вилле нациста продержали 9 дней. Почти все это время он провел прикованный наручниками к кровати. С ним никто не говорил: Эйтан запретил подчиненным общение с преступником и неукоснительно следил за выполнением своего приказа. У обитателей дома было много счетов, которые хотелось предъявить "к оплате" пленнику. По воспоминанием одного из участников похищения, единственная женщина в отряде с трудом сдержалась, чтобы не отравить Эйхмана.

15 мая прибыл глава Моссада Иссер Харель. Он посмотрел на пленника, дал инструкции. 19-го должен был прибыть самолет. 20-го мая Эйхмана накачали наркотиками, переодели в форму израильского летчика и потащили в аэропорт. Там пограничникам предъявили израильские же документы. В это время 300 нацистов из местной нацисткой общины обыскивали Буэнос-Айрес в поисках своего собрата. Не помогло.

22-го мая премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион объявил, что Адольф Эйхман находится в Израиле и будет предан суду. Два года спустя Эйхмана признали виновным и казнили через повешение. Раскаяния убийца не испытывал Сама миссия стала несомненным успехом Рафи Эйтана.

Вербовка Скорцени, уничтожение ракетной программы Египта

В годы Второй мировой войны Отто Скорцени считался одним из самых опасных людей в Европе. Благодаря ему Бенито Муссолини был освобожден без единого выстрела, а в Венгрии был установлен прогерманский режим – нацисты похитили сына менее лояльного руководителя. Скорцени был везунчиком, планировал убийство лидеров союзников, однако фортуна была не на стороне Третьего рейха, немцы проиграли, Гитлер покончил с собой, а его любимчик попал в плен к американцам.



Отто Скорцени

Скорцени не долго оставался за решеткой. То ли применив свои навыки диверсанта, то ли договорившись с ЦРУ, Отто сбежал и осел во франкистской Испании.

В 1958-м году Египет начал разработку своей ракетной программы. Для участия в ней были завербованы бывшие нацистские ученые, обосновавшиеся в Аргентине. Опасность была вполне явная – за несколько лет египтяне произвели на свет минимум три вида ракет, включая копию ФАУ-2 аl-Kaher 1 (ее обрадованные арабы собирались выпустить в количестве 3000 штук), а также al-Zafir и al-Kahir, которые следовали дизайну немецких V-2 и Wasserfal.

Несмотря на неточность, ракеты представляли собой серьезную угрозу израильским городам – Египет не собирался делить израильтян на гражданских и военных, а в силу небольших размеров еврейского государства каждая ракета могла нанести значительный ущерб. Израильтяне не захотели рисковать. Кроме того, стало известно, что Египетская Арабская Республика собирается начинить боеголовки радиоактивным мусором – т.е. сделать грязную бомбу.

Было решено уничтожить нацистских разработчиков, пока они не изобрели действительно серьезное вооружение. Операция получила название «Дамоклов меч».

Но как внедриться в их круг, чтобы определить наиболее приоритетные цели, и выведать маршруты перемещения? Решение было найдено крайне нетривиальное.

В 1963-м году Отто Скорцени зашел в мадридский бар вместе с женой: это было одно из его излюбленных мест отдыха. В питейном заведении он наткнулся на обескураженную пару немецких туристов, ограбленных местной шпаной. Завязался разговор.

Весь вечер веселая четверка пила, шутила, флиртовала. Обстановка становилась все более фривольной пока в итоге все вместе они не отправились на виллу, в которой проживал бывший диверсант. Стоило шумным гулякам зайти в дом, как Скорцени достал пистолет.

Дэн Равив и Йоси Мелман, ссылаясь на Рафи Эйтана, так описывают эту ситуацию:

«Скорцени направил на пару оружие и произнес: «Вы из «Моссада», я знаю, зачем вы здесь. Вы пришли меня убить. Агент израильской разведки пожал плечами и ответил: «Вы лишь отчасти. Да, мы из «Моссада», но ваша смерть не входит в наши планы. Если бы мы этого хотели, вы бы давно были мертвы».

«В этом случая, я пожалуй прикончу вас», — пригрозил Скорцени. На что еврейская шпионка заметила: «Ну тогда в следующий раз вместо того, чтобы пить с вами, вам просто вышибут вам мозги».

Как и на каких условиях Отто Скорцени продолжил сотрудничество остается тайной. Однако Рафи Эйтан стал его куратором. Помимо чисто разведывательной деятельности Скорцени провел несколько операций по ликвидации. Так, 11 сентября 1962-го он застрелил Хайнца Круга – тот встречался с диверсантом, чтобы обсудить безопасность нацистских ученых в Египте. А позднее на завод, где работали немцы, пришла посылка, убившая пятерых египтян: это тоже оказалось делом рук Отто. В немалой степени благодаря столь странному сотрудничеству (а возможно, потому что она была не очень эффективной с самого начала) египетская ракетная программа потерпела крах.

Стоит отметить, что к Скорцени израильтяне особой неприязни не испытывали – тот не был замешан в массовых убийствах. Однако в качестве угрозы пресловутый «Дамоклов меч» всегда висел надо головой немецкого мастера тайных операций – в качестве предупреждения о том, что поводок от ошейника находится в весьма крепких руках.

Грандиозный провал: Испорченные отношения с США и раскрытие ядерных секретов

Провалился Рафи Эйтан также громко, как прогремели его успехи. В первую очередь это касается двух историй. В одном случае вина его лишь косвенная, а вот во втором – прямая.

В 1983-м году Моссад успешно завербовал Джонатана Полларда. Аналитик разведки ВМС выяснил, по собственным словам, что «Америка скрывает от Израиля жизненно важную информацию». Будучи евреем, Поллард счел правильным прийти к представителям израильской разведки и предложить свои услуги. Куратором нового «крота» был назначен Рафи Эйтан.

Впрочем, всё красиво и гладко звучало только на словах. На деле американский разведчик хотел денег. Он продавал секреты не только Израилю, но и ЮАР. За сотрудничество он получил 45 000 долларов. Но и агентом оказался чрезвычайно ценным.

За год с небольшим аналитик передал Израилю около 1800 совершенно секретных документов. Чего там только не было! Отчет о ракетной системе «Стрела-10» (натовская классификация SA-13); сведения об уровне шумов кораблей и субмарин разных стран; информация о постройке в Сирии завода по производству нервнопаралитического газа – и еще множество других сведений.


Джонатан Поллард с женой после освобождения

Благодаря полученным от Полларда данным, израильским ВВС удалось в октябре 1985 нанести серьезный удар по инфраструктуре Организации освобождения Палестины в Тунисе. Однако это была палка о двух концах. Информация похищалась у ближайшего союзника, который, хоть и не хотел делиться этой информацией, тем не менее оставался принципиально важной для Израиля силой.

В ноябре 1985-го Джонатан Поллард почувствовал, что его раскрыли. Виноват в этом был он сам – не скрывал появившиеся деньги, кутил, и, по сути, делал все, чтобы на него обратили внимание.

Почувствовав, что его вот-вот схватят, аналитик бросился к израильскому посольству и попросил убежища. Но жесткий Рафи Эйтан, признавшийся впоследствии, что у него было серьезное желание застрелить Полларда, в дипмиссию провалившегося агента не пустил. Джонатана Полларда схватили, и на свободу он вышел лишь в 2015-м году. До 2020-го он не может покидать США. Скандал получился огромный.

Израильской разведке пришлось извиняться и заново выстраивать отношения с Соединенными Штатами. Эйтан уволился со службы в «Моссаде», взяв всю ответственность за эту историю на себя. Однако почти сразу возглавил службу «Лакам» -она отвечало за безопасность и секретность на ядерном объекте в Димоне. Именно тогда Рафи настиг главный провал.

В 1985-м году техник Мордехай Вануну смог вывезти с объекта пленки, подтверждающие наличие у Израиля развитой атомной программы и ядерного оружия. Техника выкрали и судили, но Эйтан оказался под огнем критики – и уволился.

Стоит отметить, что на тот момент у него сложились превосходные отношения с Фиделем Кастро. На Острове Свободы у него были многочисленные земельные угодья и медаль за развитие сельского хозяйства страны. Кроме того, Эйтан активно консультировал различные службы разных стран, включая, в частности, Великобританию: ей он помогал бороться с ИРА.

В 2006-м году случился последний большой взлет легендарного разведчика. На волне протестного голосования его Партия пенсионеров взяла 8 из 120 мандатов в Кнессете – израильской палате представителей. Сам Эйтан стал министром в коалиционном правительстве Ольмерта.

Однако мультимиллионер Рафи Эйтан, как и его коллеги по партии – элитные пенсионеры – не слишком вязались с образом защитников слабых и угнетенных. И уже на следующих выборах партия не прошла электоральный барьер.

Легендарного разведчика Рафи Эйтана трудно назвать морально чистым человеком. Как и большинство шпионов, он был авантюристом до мозга костей, циником, крайне неординарным человеком, и, судя хотя бы по истории с Поллардом, очень жестким и не очень приятным человеком.

Друзья называли его «Грязный Рафи» - за то, что в молодости он однажды сбежал от англичан через канализацию. Враги звали также: за применяемые им методы. Однако с какой бы стороны баррикад не находились и те, и другие, к нему всегда относились с опаской и уважением. Потому что именно такими бывают легенды.

Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....