Зачем нужна перестройка МоМА?

  • 20:57, 27-июн-2019
  • Новости без фото (кратко)
  • Novosti-Dny
  • 0

Те, кто в последние месяцы бывал на Вест 53-й улице Манхэттена, заметили, что главный вход в Музей современного искусства, более известный аббревиатурой МоМА (Museum of Modern Art), закрыт и рядом идет интенсивное строительство. Те, кто оказывался в самом музее, с разочарованием узнавали, что почти все залы постоянной экспозиции – главная «приманка» для публики – тоже были закрыты.


Зачем нужна перестройка МоМА?

Большая выставка, посвященная модернисту Хуану Миро, и другая, посвященная ренессансной личности и отцу-основателю Нью-Йоркского Сити-балета Линкольну Кирштейну, служили скромной компенсацией, но теперь и они закрылись, вместе со всем музеем. До октября, когда распахнутся двери расширенного помещения и мы вновь увидим легендарную постоянную коллекцию. Правда, в сильно обновленном виде.



Основанный в 1929 году женой Нельсона Рокфеллера Эбби и двумя ее подругами, музей – первый в Америке, посвященный искусству модернизма, - поначалу занимал всего шесть комнат на 12-м этаже элегантного Хекшер-билдинга на углу 57-й улицы и Пятой авеню. Недостаток средств (Нельсон-старший не любил современное искусство, открытие музея не одобрял и денег на него не давал) стал причиной еще нескольких переездов, пока в 1939-м музей не обосновался на 53-й улице, в специально построенном здании (архитекторы Гудвин и Стоун). К тому времени подросло новое поколение Рокфеллеров, да и отношение к искусству модернизма, во многом благодаря деятельности самого музея, сильно изменилось, и Рокфеллеры стали главными и щедрыми его спонсорами.



Но коллекция постоянно росла, модернизмом уже не ограничиваясь, и музей постоянно нуждался в расширении, что в условиях густо застроенного Манхэттена казалось делом почти нереальным. Первое расширение случилось в 1983 году за счет некоторых помещений построенной рядом жилой 56-этажной «Музейной башни». Второе оказалось масштабнее, шло с 1997-го по 2004 год, потребовало закрытия на два года (МоМА тогда перевел свои операции в Квинс) и обошлось в 858 миллионов. Перестройка, по проекту японца Танигучи, удвоила рабочую площадь музея, но многих разочаровала: залы постоянной коллекции вмещали теперь меньше экспонатов и выглядела она в них хуже, чем раньше. За что боролись?



Похоже, что многолетний директор МоМа Гленн Лоури не перестает об этом думать. Продав часть принадлежащей музею земли (опять спасибо Рокфеллерам) под другую башню, с адресом 53 W 53 Street и по проекту знаменитого Жана Нувеля, музей поставил условие: оставить в ней несколько нижних этажей для следующего расширения. Потом прикупил соседнее здание бывшего Музея народного искусства (вызвав этим бурю негодования в арт-коммюнити) и обнародовал планы нынешней реконструкции, которую поручил популярной нью-йоркской фирме Diller Scofidio + Renfro (напомню, что фирма реконструировала Линкольн-центр и High Line и построила Shed).



Обещают, что нынешняя реконструкция, которая обойдется в 450 млн, сделает прогулку по МоМА более комфортабельной (все помнят, что в последние годы там царила невероятная толчея) и откроет все залы первого этажа, включая новые выставочные, для бесплатного посещения. Но, главное, увеличит площадь музея еще на четверть, что позволит по-новому разместить постоянную коллекцию. Во-первых – по хронологии, а не по жанрам. Во-вторых – в небывалом объеме (благо первые три этажа «башни Нувеля» теперь соединятся с существующими залами «старого» МоМА). Предстоящее соединение в общих залах живописи с рисунком, фотографией, кино, дизайном и прочими образцами того или иного периода чрезвычайно важно для понимания модернизма и современности: родились и продолжают рождаться новые формы и жанры и идет неумолимое движение к синтезу искусств. Экспозиция должна это показать.



Увеличенное пространство позволит включить в постоянную экспозицию новые имена и работы и по-новому взглянуть на недавнюю историю искусства. Этим сейчас заняты многие институты, включая в свои программы и экспозиции больше авторов-женщин и представителей самых разных культур и стремясь изменить давно установившийся евроцентристский взгляд на историю искусств с доминированием художников-мужчин.



Разумеется, шедевры модернизма, которые всегда были гордостью коллекции, по-прежнему будут в центре внимания: «Кувшинки» Моне, «Звездная ночь» Ван Гога, «Бальзак» Родена, «Авиньонские красавицы» Пикассо... Но найдется место для куда большего числа женщин (раньше в галереях начала XX века можно было найти только Соню Деланэ) и художников Латинской Америки, Африки и Азии. Не исключено, что ради этого придется раскошелиться на покупки, которые заполнили бы пробелы в коллекции, а что-то из нее и продать (скажем, увлеченный в свое время кубизмом и Пикассо, МоМА собрал больше тысячи работ плодовитого испанца, и не все из них шедевры). Результатов осталось ждать недолго: официальное открытие намечено на 21 октября.  


Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....