Июнь. Перово. «Метель». Какие театры проводят открытые репетиции в парках? - «Происшествия»
- 08:31, 26-июн-2019
- Происшествия и криминал
- Freeman
- 0
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 26/06/2019
В Москве театралам раздолье: сцен много, постановки на любой вкус и возраст. А Год театра дарит всё новые проекты. Один из них – «Открытые репетиции в парках».
Все вопросы – к Пушкину
Актёры Театра Романа Виктюка свой перформанс «Пушкин. Вопросы: Моцарт и Сальери» представят зрителям 6 июля в парке Горького.
Но стоит ли выносить актёрскую кухню на глаза публике? На этот вопрос инициатор постановки актёр и режиссёр театра Игорь Неведров ответил так: «Любой выход артиста на сцену – это уже представление. Такая традиция имеет достаточно глубокие корни – Юрий Петрович Любимов в театре на Таганке устраивал целые спектакли в таком формате: звали зрителей и просто репетировали. Роман Григорьевич Виктюк проводил мастер-классы, когда на публике давал артистам задания, которые они перед ней выполняли. Надо просто понимать, что люди идут не за какой-то законченной формой, а в тяге к живому процессу».
«Для себя мы пушкинского «Моцарта и Сальери» разобрали и даже показали зрителям в рамках фестиваля «Гений места: ожившие легенды», – присоединяется заслуженный артист России, актёр и режиссёр Дмитрий Бозин. – Но в рамках этого проекта нам интересно поделиться с людьми именно техникой Театра Романа Виктюка – техникой импровизационного театра. Мы, его актёры, отлично знаем, что один и тот же текст может быть не просто прочитан по-разному, он может быть совершенно про другое. На наши спектакли люди потому и приходят не по одному разу: они знают, что их ждёт новое действо, не предполагая при этом, как и мы, про что оно будет конкретно».
По мнению Бозина, делиться таким опытом совершенно необходимо: для людей эта техника может быть интересна, если они «захотят туда проникнуть», тем более что в мире крайне мало театров, которые её используют.
«В любом случае, – продолжает актёр, – этим представлением мы возвращаемся к площадной импровизации, для меня – в стиле дель арте. Мой Сальери, как подсказывает мне воображение, может стать маской злого доктора и даже выйти на негнущихся ходулях, а Моцарт Игоря – на джамперах из нашей постановки «Король-Арлекин». Я думаю, что фантазия будет разыгрываться и у зрителей тоже: текст многие знают наизусть, а предшествующие репетиции на сценах парков уже «раскачают» их, они будут готовы ко всем этим «игрушкам».
Тема Моцарта и Сальери, так или иначе волнующая публику, вполне может преподнести новые повороты, новые вопросы и ответы. А вдруг итальянец был предназначением в судьбе великого австрийца и без него мы бы не услышали ту музыку, что слышим сейчас? Действо будет интерактивным, зрители смогут в него включиться, поделиться своими мыслями и, как и актёры, спросить о чём-то самого Александра Сергеевича.
«Да не обидятся на меня пушкиноведы, – добавляет Игорь Неведров, – но я считаю текст Пушкина идеальным материалом для всякого рода представлений и экспериментов, потому что скомпрометировать его невозможно».
Сколько артистов за ширмой?
На радость детям случится в рамках проекта и кукольное представление. Это будет «Петрушка» Московского театра кукол на Бауманской, в постановке одного из лучших петрушечников нашей страны, актёра и режиссёра Анатолия Архипова, подарившего Дине Рубиной идею создания романа «Синдром Петрушки».
В Саду им. Баумана во время открытой репетиции актёры покажут несколько сцен из спектакля, а также проведут зрителей по «закулисью»: расскажут, как устроена ширма петрушечника, и покажут, как актёр управляет несколькими куклами сразу.
«Закулисье» нашей публике всегда чрезвычайно интересно, – говорит заслуженная артистка Республики Татарстан Галина Кузнецова. – Вот однажды отыграли «Петрушку», а одна зрительница подошла и просит: «Покажите, пожалуйста, сколько человек у вас там за ширмой сидит». Не хотела нам с актёром Иваном Твердовым верить, что нас на сцене было всего двое: я перед ширмой, а он со всеми куклами, которых – море, за ней. Пустили девушку за ширму – она настоящее потрясение испытала от того, что там действительно никого нет».
Персонажей в спектакле на самом деле много, и они не простые – двигаются, работают, управляют массой реквизита. А у артиста только две руки, к тому же он ещё и голос меняет под каждого «исполнителя». Особенно необычен голос главного героя – остряка и балагура Петрушки, его кукольник озвучивает через пищик (устройство из металлической пластины и лоскута ткани, с помощью которого петрушечник изменяет голос. – Ред.).
Актёры признаются, что к концу представления они не делят зрителей на детей и взрослых: у всех без исключения горят глаза, всем одинаково интересно рассмотреть кукол вблизи, потрогать, расспросить, из чего те сделаны, а также узнать, как устроен и как мастерился этот самый пищик.
«Я работаю в театре 30 с лишним лет, – продолжает Галина Кузнецова. – Дети всегда одинаковые – любознательные и живые. Говорят, что их портят гаджеты, что ж, просто почаще водите их на живые представления».
Кстати
Что ещё можно успеть посмотреть:
? 28 июня, Сад имени Баумана — репетиция спектакля «Петрушка» Московского театра кукол на Бауманской;
? 30 июня, парк искусств «Музеон» — репетиция спектакля «Шутники» ГИТИСа и Мастерской Леонида Хейфеца;
? 4 июля, детский парк имени Н. Н. Прямикова — репетиция постановки «Наши люди. Восемь историй о любви» Лаборатории «Театральное пространство Сергея Аронина»;
? 6 июля, парк Горького — репетиция перформанса «Пушкин. Вопросы: Моцарт и Сальери» Театра Романа Виктюка;
? 11 июля, парк им. 50-летия Октября — репетиция спектакля «Женитьба» театра «СТУДИЯ.project»;
? 12 июля, Измайловский парк — репетиция вокально-хореографической постановки «С любовью к России» Московского культурного фольклорного центра Людмилы Рюминой;
? 22 августа, парк «Сокольники» — репетиция шоу, объединяющего акробатику, хореографию и драму, Московского театра мюзикла.
Комментарии (0)