Сергей Марков: кибероружие делает Третью мировую наиболее вероятной - «Происшествия»

  • 00:45, 10-янв-2019
  • Происшествия и криминал
  • Светлана
  • 0

Статья из газеты:
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 09/01/2019

В 1914 году тоже никто не хотел глобальной войны. «АиФ» поговорил с политологом Сергеем Марковым о том, может ли ситуация повториться.




Дело Принципа. Два выстрела, развязавшие мировую войну
Подробнее


Третье: как и 100 с лишним лет назад, крупные державы имеют своих прокси-клиентов, то есть зависимые от них режимы. Поводом для Первой мировой стало убийство австрийского наследника сербским террористом. С ультиматума, который Австро-Венгрия выдвинула Сербии — союзнику России — всё и началось. Сегодня у сторон тоже есть свои прокси-клиенты. Например, киевский режим целиком и полностью зависит от Вашингтона, который с его помощью ведет гибридную войну против России. Соответственно, наши прокси-клиенты — ДНР и ЛНР. И опасность состоит в том, что в какой-то момент та или иная сторона может сказать: мы не можем себе позволить, чтобы клиента задавили, иначе это разрушит наше влияние. Россия не может позволить, чтобы задавили ДНР и ЛНР, как в 1914 году не могла не заступиться за Сербию. А американцы не смогут бросить Порошенко: кто тогда будет считаться с Америкой в Европе?



Четвертое: давление националистически настроенного общественного мнения. Под влиянием националистов правительства европейских стран в 1914 году принимали все жёсткие решения, боясь выглядеть слабаками. Это же может повториться и сейчас. Да, большинство американцев не хотят никакой войны с Россией, даже гибридной, но большинство СМИ в США требуют максимально жёстко додавить Россию.



Пятое: влияние новых технологий, которые превращают войну в катастрофу. Накануне Первой мировой промышленное производство вооружений было поставлено на поток. Были изобретены пулемёты и колючая проволока, которые резко усилили оборонительные возможности. А изобретение консервов упростило снабжение гигантских армий, позволяя им месяцами сидеть в окопах. Сегодня новые технологии тоже есть: это прежде всего кибероружие. Именно оно делает Третью мировую наиболее вероятной.



Применение кибероружия способно не просто создать миллионам людей неудобства: например, парализовать банковскую сеть и лишить возможности расплачиваться карточками. Оно может привести к многочисленным жертвам, обрушив системы управления критически важной инфраструктурой. Причем особенность кибератаки в том, что к ней могут присоединиться и другие игроки. Допустим, борются друг с другом российские и британские хакеры, связанные с соответствующими спецслужбами. И в какой-то момент в эту схватку влезают хакеры от ИГИЛ (запрещена в РФ) и грохают атомные станции у одной и у другой стороны. Быстро разобраться в том, кто это сделал на самом деле, не получится, а реагировать надо будет быстро. Так конфликт может мгновенно разрастись.



Подчеркну: решающее и непредсказуемое значение для войны имеют не просто новые технологии, а их неожиданное сочетание. Все новые технологии мы знаем, а в какую комбинацию сложатся пучок этих технологий и социальные практики, предвидеть невозможно.


Разрушить плотину и взорвать АЭС. Почему в мире боятся кибероружия?
Подробнее


Сценарии эскалации



— В начале XX века не было ядерного оружия. Сегодня оно есть и по идее должно охладить пыл противоборствующих сторон. Зачем начинать войну, в которой заведомо не будет победителей и может погибнуть весь мир?



— Применение ядерного оружия может оказаться вынужденной мерой. Недавно Владимир Путин говорил о том, что граница между ядерным и обычным — мощным и высокоточным — оружием сглаживается. Происходит это из-за наличия тактического ядерного оружия (вплоть до совсем миниатюрных зарядов) и стратегических вооружений в неядерном исполнении. Соблазн применить сверхмалый ядерный заряд очень велик, но это может привести к нарастанию мощности взаимных ударов. Или, допустим, какая-то сторона решит применить крылатую ракету с неядерной начинкой, а другая просто не успеет разобраться, что летит в ее сторону, и в ответ нанесет уже атомный удар.



Но главная проблема не в оружии, а в головах элиты. Сегодня коалиция, возглавляемая США, уверена, что она сильнее России, что она сможет нас победить и уничтожить. Правда, они хотели бы сделать это не военным, а другим путем: финансово-экономическим и информационно-политическим. Это и есть то, что мы называем гибридной войной. Но при эскалации даже такой войны может наступить момент, когда в качестве одного из козырей кто-то решит применить ядерное оружие. Представьте себе такой сценарий: кибератаки следуют одна за другой с катастрофическим уроном для одной из сторон. В ответ другая сторона начинает использовать обычные вооружения. Потом, чтобы продемонстрировать свою силу, кто-то решается использовать тактическое ядерное оружие. А там и до стратегического недалеко.



Еще один сценарий связан с эскалацией обстановки в Донбассе. Насколько мне известно, сейчас британские спецслужбы — те самые, которые вместе с «Белыми касками» устраивали провокации с применением химического оружия в Сирии — развертывают свои подразделения в районе Мариуполя. Есть угроза, что они могут взорвать какой-то химический заряд и обвинить в этом военных ДНР-ЛНР, а затем нанести удар по ядерным могильникам на территории народных республик. Их там несколько, причем один практически в черте Донецка. Дальше, как я уже сказал, Россия будет вынуждена защищать Донецк и Луганск любыми средствами.


Новая зимняя война. Наступление Киева в ДНР встретят «косовским» сценарием?
Подробнее


Третий сценарий связан с Керченским проливом. Допустим, британцы направят свой военный корабль вместе с украинскими в российские воды у берегов Крыма. Этот корабль может быть арестован, а моряки — задержаны. В ответ британский спецназ может предпринять попытку силовым путем освободить своих граждан. Либо Лондон арестует собственность РФ в США и Великобритании на сотни миллиардов долларов. Либо арестует наших дипломатов, взяв их в качестве заложников. Либо нанесет киберудар по российской инфраструктуре со всеми вытекающими последствиями.



Где предохранитель?



— До сих пор на Западе вроде бы не были готовы сильно жертвовать чем-то ради киевского режима, который не оправдал их надежд. Максимум давали ему денег и какое-нибудь старье из вооружения. Неужели НАТО пошлет своих солдат умирать на полях Донбасса?



— Никто не будет посылать своих граждан умирать в Донбасс. Но поддержку Украина получает немалую: финансовую, политическую, организационно-техническую (обучение, оснащение армии и пр.). И почему вы решили, что киевский режим не оправдал надежд его хозяев? Напротив, этим режимом более чем довольны. Никто и не предполагал, что новая власть на Украине будет белой и пушистой демократической болонкой. Предполагалось, что это будет бультерьер с отравленными клыками, который может кусать и заражать. Он может быть вшивым и грязным, это не проблема. Наоборот, чем больше блох, тем он злее и агрессивнее, тем лучше справляется со своей ролью. Перед киевским режимом не стояла задача добиться процветания Украины, задача была нанести как можно больший ущерб России. Коррупции там стало на порядок больше, а демократии — на порядок меньше. Но Запад относится к этому предельно цинично и спокойно, так как основную задачу режим выполняет.


Школьники роют окопы. Как Украина готовится к «войне»?
Подробнее


— У многих наших чиновников и олигархов и недвижимость на Западе, и дети там учатся, и капиталы крутятся. Под разговоры о патриотизме и «нашем ответе Чемберлену» разве эти люди не сделают всё, чтобы реально никакой войны не было?



— Сейчас, наоборот, они делают всё, чтобы война была, но бессознательно. Давление на Россию усиливается как раз потому, что на Западе уверены: в российской элите полно предателей, которые в решающий момент поспособствуют капитуляции.



К сожалению, уроки истории быстро забываются. Когда общаюсь с западными деятелями, я всегда напоминаю им: Наполеон и Гитлер ведь тоже считали Россию колоссом на глиняных ногах, и что из этого вышло? Но нет, они почему-то уверены, что уж они-то, в отличие от Наполеона и Гитлера, не ошибаются в оценке нашей страны. И снова считают путинскую Россию слабеющим колоссом, который нужно только дожать.



— Что порождает это ощущение превосходства? Откуда такая неадекватная оценка?



— Они реально на порядок сильнее нас: в финансово-экономической, технологической, информационной сфере. И поэтому они хотят победить нас именно в этих сферах, надеясь, что в реальную войну конфликт не выплеснется. Но если выплеснется, то они с этим уже ничего не смогут сделать. Представьте себе, что вы играете в шахматы с партнёром, который не просто играет лучше, а ещё и говорит вам: в случае проигрыша вы должны будете отдать ему свой дом, свою жену, своих детей и сесть на всю жизнь в тюрьму. Вы скажете, что вы в такие странные шахматы играть не хотите. И будете иметь полное право огреть такого наглого соперника доской по голове или двинуть ему ферзем в глаз. А как иначе? Что остается, если у них 6 ферзей, а у Путина — только один, у них 12 ладей, а у Путина — только две... Честно выиграть вы никогда не сможете.



— Как можно избежать войны? Что для этого должна делать Россия?



— Мы должны убрать те слабости, которые вдохновляют противника и позволяют ему переоценивать свои силы. Ликвидировать технологическое отставание, найти альтернативные источники модернизации экономики. Вывести представителей предательской элиты хотя бы с ключевых позиций в правительстве, госкорпорациях и т. д. Убрать финансовую зависимость. Центробанк и Минфин, по сути, продолжают управлять нашей финансовой системой по рецептам Мирового валютного фонда. Надо не отправлять деньги за границу, а вкладывать их в свою экономику. Если мы станем сильнее, соблазн нас завоевать уйдет сам собой.

Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....