Как украинцев оставят без денег - «Общество»

  • 00:05, 13-сен-2018
  • Общество
  • Изольда
  • 0


Пенсионная реформа может оказаться очередным обманом



Очередная заявленная реформа может оказаться очередным же обманом. У пенсионной реформы уже не остается шансов на реализацию в 2019 году.



Предыстория


В октябре 2017 года украинцам хитро повысили возраст выхода на пенсию. Требования к необходимому страховому стажу для ее получения подняли до 35 лет. Если в 60 лет такой «выслуги» не будет, придется работать до 63 или до 65 лет. Уже после введения так называемой параметрической пенсионной реформы в Минсоцполитики подсчитали, что через десять лет только 55% 60-летних украинцев смогут выйти на пенсию.
Пилюлю попытались подсластить, и год назад, вместе с согласованием реформы, в законодательстве прописали, что с 1 января 2019 года вступит в силу следующий этап пенсионной реформы – обязательный накопительный.
Он подразумевает, что часть своего заработка, сначала 2%, с повышением до 7%, люди будут откладывать на собственные накопительные пенсионные счета. При этом солидарный уровень, когда все работающие платят 22% единого социального взноса в Пенсионный фонд, никто не отменяет.
Вот только чем ближе 2018 год к окончанию, тем очевиднее, что обязательного накопительного уровня пенсионной системы не будет. На рассмотрении в парламенте есть депутатский законопроект №6677, который даже не рассмотрели в первом чтении. Еще один документ, над которым работала Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку еще только согласовывается.
Но законопроект мало принять и превратить в закон. Новые нормы должны заработать, а на это потребуется несколько месяцев. К 1 января 2019 года с этим уже точно не удастся справиться. Вывод: реформа провалена.

Вот только отсутствие законопроекта – проблема, но не беда долгой эпопеи под названием пенсионная реформа. Наоборот, проблемы возникнут, если обязательный накопительный уровень запустят именно сейчас. Дело в том, что кроме пенсионной, игнорируют и другие реформы, без которых накопления сегодняшних молодых работников нельзя будет приумножить, сохранить, защитить. Какие же изменения необходимы?



Демография


Сейчас в Украине 10 работающих содержат 11 пенсионеров. Солидарная система может функционировать в том случае, если соотношение максимум 1 к 1, то есть мы уже вышли за критическую отметку.
Работающие платят 22% ЕСВ в Пенсионный фонд и минимальные сбои дают задержки в выплате пенсий. Возникает кассовый разрыв, который ощутили на себе украинские пенсионеры в июле 2018 года.
Уменьшается количество работающих по отношению к пенсионерам – сокращаются взносы в Пенсионный фонд. В результате падает один из ключевых пенсионных показателей – коэффициент замещения: это соотношение средней зарплаты и средней пенсии в стране. Сейчас в Украине среднее пенсия составляет 33% от средней зарплаты. При этом минимальный порог – коэффициент на уровне 40%. Но дальше больше.Прогноз для солидарной системы: снижение коэффициента до 20%.
В такой ситуации нужно сокращать количество пенсионеров и увеличивать количество работающих. В Украине пошли на параметрическую пенсионную реформу и выбрали самый простой путь –украинцы просто должны дольше работать. Но есть и другие ресурсы для увеличения количества работающих: от стимулирования рождаемости до борьбы с оттоком рабочей силы.
Официальная статистика не в состоянии даже показать реальное количество украинских трудовых мигрантов. Экспертные оценки – от 2 до 10 млн человек.
Списать отток украинской рабочей силы на общемировую тенденцию не выйдет. Действительно, чехи, поляки, словаки, россияне тоже покидают родные места. Их заменяют в том числе и украинцы. Так другие страны решают вопрос с рабочей силой и уплатой налогов. Но в Украину трудовые мигранты из других стран не едут. То есть заробитчан физически некому заменить.
Сокращение рождаемости – другой стабильный украинский тренд. И есть то, что объединяет его с трудовой миграцией: у украинцев нет горизонта планирования.


[img]"[/img]


Что это значит?


Если солидарная система продолжит свое существование, и демографическая ситуация не изменится, сегодняшняя молодежь, когда заработает свои 35 лет страхового стажа и выйдет на пенсию в 60-65 лет, будет получать в среднем одну пятую часть от средней зарплаты.



Вернуть заробитчан и стимулировать рождаемость можно расширив горизонт планирования. Для этого мало просто ввести обязательный накопительный пенсионный уровень и дополнительно изымать из зарплаты 2-7% на пенсионный счет. Необходимо объяснить, что с этими деньгами будет дальше.



 


Инструменты для заработка


В концепции обязательного накопительного уровня пенсионной системыпредусмотрено, что сначала 2%, с постепенным повешение до 7% от зарплаты украинцы будут хранить на своем счете в некоем Накопительном пенсионном фонде. В отличие от ЕСВ, который получили и отдали, эти деньги должны работать и приумножаться под чутким руководством аккредитованных при государственном фонде частных управляющих компаний.
Работать эти деньги могут на ограниченном количестве площадок.Это банковский и фондовы рынки.
Отечественный фондовый рынок мал. На нем еще можно работать с ОВГЗ (облигациями внутреннего государственного займа), которые еще можно считать инструментом для заработка. Но акции отечественных предприятий неликвидны. Выход – запустить его работу.
3 сентября 2018 года в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №9035 о новых финансовых инструментах и привлечении инвестиций.По идее, законопроект должен дать стимул нашему фондовому рынку. Это запуск новых видов ценных бумаг, хеджирование валютных рисков, процедура дефолта облигаций и т.д.


[img]"[/img]


Что это значит?


Нынешний перечень финансовых инструментов для приумножения будущих пенсий крайне мал. Из него можно вычеркнуть банковские депозиты. Это способ, который могут освоить сами украинцы и для этого необязательно ставить прокладки в виде Накопительного пенсионного фонда и управляющих компаний.



От момент появления законопроекта о фондовом рынке до его запуска должно пройти немалое время. Но даже после появления новых надежных инвестиционных инструментов и старта пенсионных накоплений, необходимо обеспечить им защиту.


Защита сбережений


Для пенсионных сбережений должен работать аналог Фонда гарантирования вкладов физлицили же под эту структуру необходимо прописать соответствующий функционал.
Кроме государственных гарантий, необходимо предусмотреть ответственность тех, кто работает с пенсионными накоплениями. После старта обязательного накопительного этапа список лиц, которые будут иметь к ним отношение, расширится. Кроме Минсоцполитики и Пенсионного фонда за них будут отвечать еще госчиновники Накопительного пенсионного фонда, руководство управляющих компаний.

Что это значит?


Ответственность лиц, которые имеют отношения к пенсионным накопления граждан, должна быть максимально суровой. Только об административных взысканиях не может идти речь – необходима уголовная ответственность с жесткими тюремными сроками.



Необходимо определиться с ведомством, которое будет гарантировать пенсионные накопление и суммой, которую покроет государство в случае финансовых проблем. Сейчас гарантированная государством по банковским вкладам – 200 тыс. грн. Такие деньги может за 25 лет накопить тот, кто будет получать 9170 грн (средняя зарплата за июль 2018 г.) и откладывать по 7% ежемесячно. Но потенциальных пенсионеров больше, чем банковских вкладчиков, а зарплата будет расти. То есть гарантировать нужно не 200 тыс. грн, а значительно большую сумму и для широкого круга людей. У государства сейчас на это нет ресурсов.



[img]"[/img]


 



Экономический рост


Чтобы дать финансовую подушку для пенсионных накоплений украинцев, нужны экономические основания – то есть рост экономики.
Однако нынешние 3,4% роста ВВП — улучшение для Украины сомнительное. Несмотря на то, что экономика не падает, а в процентном отношении растет, она не успевает за соседними странами. Для сравнения, прогнозный показатель роста ВВП Польши на 2018 год – 4,8%. В первом квартале 2018 года ВВП Чехии рос на 4,4%. То есть мы отстаем от соседей. Не говоря уже о том, что на скромные 3% мы вырастем после серьезного падения 2014-2015 гг.
Еще один важный экономический показатель – объем прямых иностранных инвестиций. Он говорит о качестве украинской экономики лучше всех слов. В 2017 году ППИ составили 2,2 млрд долл. Это один из худших показателей за последние десять лет. Более скверной ситуация была только в 2014 г. – 410 млн.

Что это значит?


Без экономического роста не будут выполнены два ключевых условия для роста пенсионных накоплений: не будут увеличиваться доходы граждан и не будет демографических улучшений.



То есть нынешнее положение дел в экономике уже сейчас хоронит действующую солидарную пенсионную систему и не оставляет шанса для обязательного накопительного уровня.



В результате украинцы оказались на распутье. В стране ввели жесткие требования к страховому стажу, которые либо полностью лишают нынешнюю молодежь шансов на пенсию от государства, либо оставляют им минимальные выплаты. Но при этом не дали альтернативы общему котлу Пенсионного фонда и даже не создали предпосылок для ее появления.

Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....