Очень таинственная катастрофа. Как на самом мощном линкоре СССР погибли 600 человек - «Политика»
- 17:02, 24-июл-2019
- Политика
- Atcheson
- 0
26 февраля 1949 года в порт Севастополя прибыл огромный красивый линкор, только старый и ржавый. Гигантский, могучий корабль «Новороссийск» одним только видом внушал трепет. Это был самый большой военный корабль во всем советском флоте, флагман, который должен был воплощать в себе мощь страны-победительницы, но вместо этого стал загадочной могилой для более чем 600 моряков и символом безалаберности.
Содержание
«Юлий Цезарь» идет на восток
Ржавое корыто или грозный флагман?
Взрыв
Шпионы, немцы, диверсанты, КГБ
Цена сотен жизней в СССР
ColorizedHistory
Однако в этой версии противоречий не меньше. Во-первых, такую диверсию, особенно с учетом характера итальянцев, вряд ли удалось бы сохранить в тайне. Во-вторых, в Италии не слишком-то ценили Giulio Cesare и, скорее, наоборот, были рады отделаться от устаревшего линкора, который к тому же пошел в зачет в качестве репараций. В-третьих, в середине 1950-х у Италии было, мягко говоря, не лучшее экономическое положение. У страны явно были куда более важные дела, чем гипотетическая месть за ржавое судно.
Еще одна версия гласит, что во всем повинен КГБ. Мол, Хрущев дал спецслужбам задание: дискредитировать главнокомандующего флотом Николая Кузнецова. Попавшего в придворную опалу адмирала и правда сняли с должности вскоре после гибели «Новороссийска», да еще с позорной формулировкой. Но здравый смысл все же настойчиво подсказывает: подвергать смертельной опасности полторы тысячи человек только для того, чтобы лишить высокой должности одного? Звучит слишком фантастически.
Несмотря на то что гибель «Новороссийска» оставила много вопросов, превалирующей по-прежнему остается версия с немецкой магнитной миной. Просто потому, что остальные еще менее правдоподобны.
Цена сотен жизней — выговор
Зато эксперты единогласно сходятся во мнении, что не взрыв погубил столько жизней, а череда обстоятельств — начиная техническим состоянием корабля и заканчивая бездарным командованием высшего руководства.
Конструктивно такой линкор, как «Новороссийск», должен был остаться на плаву после доработки. Но судно, несмотря на бесконечный ремонт и модернизацию, оказалось не готово к службе. Его переборкам недоставало запроектированной прочности, корабль был перегружен, а большинство общекорабельных систем так и не были настроены. На линкоре было огромное количество не закрывавшихся ходов и отверстий — некоторые лазы вырезались специально, чтобы членам экипажа было удобно перемещаться.
Свою роль сыграли и действия людей после взрыва. Судно пытались оттащить на мель, но из-за неорганизованности так и не смогли это сделать. Недооценили глубину с учетом ила. В конце концов, опасаясь обвинений в непринятии всех мер для спасения корабля, Виктор Пархоменко и Николай Кулаков затянули с приказом о спасении экипажа. Когда он был отдан, моряки уже гибли под кораблем. А вот командование спаслось: оно хоть и находилось на корабле, но выбрало самое безопасное место — ют линкора.
В общем, если бы не человеческий фактор и состояние самого «Новороссийска», масштабы трагедии были бы гораздо меньше. К слову, виновниками гибели судна и 609 человек признали Пархоменко и Кулакова. Им объявили выговор и сняли с должности.
Подъем «Новороссийска» в 1957 году
Что касается линкора, то спустя два года после затопления его подняли и отбуксировали в Казачью бухту Севастополя. Там «Новороссийск» разобрали и отправили на переплавку.
Комментарии (0)