Le Monde (Франция): китайские инвестиции на Балканах — палка о двух концах - «Политика»

  • 20:05, 16-апр-2019
  • Политика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкКитайские инфраструктурные проекты уже давно выходят за границы Китая и перемещаются в Европу, особенно заинтересованы в помощи Поднебесной страны с плохо развитой инфраструктурой. Китайская компания планирует построить мост в Дубровнике. Хорватию устроило предложение Пекина, цена у них на 20% ниже, чем у австрийской компании. Однако есть опасения, что европейская страна впервые может попасть в «долговую ловушку» Пекина.

Китайский премьер Ли Кэцян провел в пятницу в Хорватии встречу с лидерами Центральной и Восточной Европы. ЕС, в свою очередь, с недоверием смотрит на эту группу «17+1».


На улице шел проливной дождь, и Ли Кэцян увидел в этом знак. «Надеюсь, что Пелешацкий мост станет высококачественным проектом, который выстоит под любым дождем и ветром», — заявил 11 апреля китайский премьер. Мост протяженностью в 2,4 километра должен быть закончен в январе 2021 года, а работы уже начались. Меньше, чем через два года Хорватия перестанет быть разделенным надвое государством. Сегодня попасть с севера страны в исторический город Дубровник по суше можно только через территорию Боснии и Герцеговины.


Китайская компания по строительству дорог и мостов понимает, что этот проект стал для нее поворотным моментом: гигантское китайское госпредприятие впервые получает заказ, который на 85% финансируется Европейским союзом. Китай хочет сделать его примером для всех своих инициатив на Балканах. «Порты, железные дороги и автомагистрали в первую очередь привлекают к себе внимание китайских предприятий, как, наверное, и аэропорты», — отмечает Йосип Скорич (Josip Skoric), генеральный директор занимающейся проектом компании Hrvatske Ceste.


Пекину на руку и положительное отношение хорватской общественности к проекту, который она считает символом национального объединения. «Иногда уходит час, чтобы перебраться через границу, и столько же на обратный путь. Китайские рабочие начали прибывать прошлым летом и быстро продвигаются вперед. Они позволят исправить этот исторический абсурд», — говорит Ивана Яркович (Ivana Yarkovich) кассир из магазина в селе Комарна, где начинает путь мост стоимостью в 420 миллионов евро, и разместились китайские инженеры.


Раздражение ЕС


Европейский союз, в свою очередь, не пытается скрывать раздражения при виде того, как новые члены распахивают двери перед Китаем, в то время как Брюссель повышает тон в диалоге с Пекином, называет его «системным соперником» и обвиняет в непредоставлении симметричного доступа на свои рынки. «Участвовавшим в тендере компаниям пришлось не по душе то, что китайские цены были намного ниже, но у китайцев явно есть опыт, если судить по нынешним темпам строительства», — не согласен Йосип Скорич. Так, китайцы запросили на 20% меньше австрийских конкурентов.



«Если у Западной Европы есть какие-то проекты с Китаем, то все хорошо, но если тут инвестируют китайцы и все обходится без нее, у нее сразу возникают возражения», — иронизирует Синиса Малус (Sinisa Malus) из Китайской ассоциации бизнеса Юго-Восточной Европы, которая занимается продвижением китайского присутствия в регионе. Он с удовольствием отмечает массовое прибытие китайских туристов, хотя и признает, что для привлечения большего числа людей потребовались бы прямые рейсы и магазины премиум-класса, как в Милане и Париже.


Китай без колебаний играет на разногласиях между экономически развитой Западной Европой (ей не по душе, что она не может активнее продвигать свой экспорт в Поднебесную) и Центральной, Восточной и Южной Европой, которая нуждается в инфраструктуре и инвестициях (и зачастую не слишком разборчива в их источниках).


Китайская долговая «ловушка»


Пекин запустил в 2012 году ежегодный форум с главами правительств второй группы: «16+1». На встрече в Дубровнике 12 апреля он превратился в «17+1» в связи с подключением Греции. Афины уже стали дверью в Европу для Пекина: порт Пирея полностью находится в руках Китая с 2017 года. Теперь он нацелен на формирование регионального инфраструктурного коридора для сбыта своей продукции и укрепления стратегических дружеских связей.


Как бы то ни было, упреки в адрес Пекина звучат и в этой группе. В Черногории китайские рабочие строят участок магистрали в 41 километр (власти хотели бы продлить ее до 165 километров) от побережья до сербской границы через столицу Подгорицу. Полученный от Китая кредит увеличил долг страны до 80% ВВП, а объемы движения по магистрали не могут сделать инвестицию рентабельной. При этом у государства нет средств для строительства дальнейших участков. Критики указывают на перспективу того, что европейская страна впервые может попасть в «долговую ловушку» Пекина, как это уже видели на примере Шри-Ланки. «Китайцы пользуются форматом „16+1", потому что он не представляет собой единую группу. В результате они могут навязать свои условия и рабочих маленьким странам. Результат выглядит спорным», — подчеркивает один словенский бизнесмен.


В то же время предложенные Китаем возможности кажутся крайне привлекательными другим. «Их инвестиции в инфраструктуру в рамках „нового шелкового пути", представляют собой невиданное явление в мировом масштабе», — говорит мэр Крапинске-Топлице (бальнеологический курорт с населением в 5 400 человек в 45 километров на северо-запад от Загреба) Эрнест Свазич (Ernest Svazic). Он уже вел переговоры с представителем китайской компании Zhongya, которая должна взять на себя реконструкцию главной гостиницы города. «Для китайцев мы, наверное, мелкий поселок, но они относятся к нам с уважением», — улыбается он. Кроме того, Эрнест Свазич отстоял свое мнение по архитектуре гостиницы: китайцы хотели бы возвести высокую башню, но он посчитал, что она выделялась бы на фоне пейзажа. Партнеры согласились пересмотреть проект.

Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....