«Голосу нужен отдых». Преподаватель – об улучшении дикции и технике речи - «Политика»

  • 00:43, 16-апр-2019
  • Политика
  • Samuels
  • 0

Здоровый голос

Голос – рабочий инструмент, который можно развивать.



«Голосу нужен отдых». Преподаватель – об улучшении дикции и технике речи - «Политика»


Бесшумно дышать и безупречно владеть дикцией. Топ-20 правил для дикторов


— От чего зависит сила и красота голоса?



— В первую очередь от генов. От того, что заложено природой и родителями. Интернет завален видеороликами с маленькими детьми, которые поют, как звёзды, уже в раннем возрасте. Природа их уже направила на сцену. Но очень редко вы услышите личность, индивидуальность, а это было и есть главная ценность.



Голосовой портрет формируется сложно, но достаточно быстро. Первые несколько лет жизни обучают и закрепляют навсегда многие параметры, и часто их уже невозможно перестроить. Люди уезжают в другую страну и продолжают быть носителями этого рече интонационного кода. Важно, в каком звуковом поле формировался ребёнок, что он слышал в первые годы своей жизни, как с ним разговаривали, какие стереотипы и нейронные связи у него сформировались, что он взял за модель. Один боится, что его голос будет услышан. Другой всё время кричит, как будто его никто не слышит. Сказываются поведенческие модели. Есть семьи, где детям вообще не положено разговаривать. А есть, где дети рассказывают всё долго, много и как хотят. Нам такие дети очень нужны (смеётся).



— Можете дать практические советы, как сохранить голос и что делать, если он пропал или осип?



— Существуют две главные проблемы голоса — психоэмоциональная усталость от перегрузок и экология. У нас очень любят делать дыхательную гимнастику. Она сама по себе очень полезна, конечно, но я не уверена, что в сочетании с выхлопной трубой она принесет много пользы. Но вообще, любые упражнения по технике речи начинаются с дыхательной гимнастики.



Голосу также нужен отдых. Надо взять себе за привычку закрывать уши и устраивать режим голосового покоя. Пока уши не закрыты, связки продолжают работать. Вы молчите, но рядом с вами человек говорит — значит, ваши связки всё равно работают. Если была повышенная нагрузка, значит, надо дать голосу возможность восстановиться. Не надо сразу бежать к врачам, паниковать и ещё больше вгонять их в стресс. Надо дать себе хотя бы час покоя. Уже будет эффект.



Нужна элементарная гигиена и правильный рацион питания. Важно, что и как мы едим. Это же всё рядом — где мы едим и где мы говорим. Непотребная еда замусоривает наш организм. Помойка не только на улице бывает, но и внутри человека.



Нужно увлажнять и орошать носоглотку. Это же ваш рабочий аппарат. Скрипач убирает скрипку в футляр. А голосовые связки более сложный инструмент, чем скрипка. Элементарный зевок может дать объём звучания. Можно помычать и таким образом разогнать застой. Звук пойдёт. Обязательно нужен отдых и осознанное внимание к себе.



— А как вы относитесь к народному средству — прогреванию связок коньяком?



— Я люблю смотреть американские мастер-классы, где часто наблюдаю: наши заокеанские коллеги умело держатся, ничего толком не рассказывая, просто веселят публику советами. Законы шоу. Но любой фониатр скажет вам, что такое коньяк. Это дубильные вещества, которые высушивают всю слизистую. Знаете, как выглядят кирзовые сапоги? Вот примерно так можно изувечить кожу, которая в районе связок очень нежная.



— Ирина Муравьёва в фильме «Карнавал», чтобы улучшить дикцию, засовывала себе в рот орехи и повторяла скороговорку про кукушонка. Такие приёмы помогают овладеть техникой речи?



— Да, в фильм взяли маленькое театральное упражнение. Принцип его очень простой. Не обязательно брать орехи. Любой студент театрального вуза знает, что можно пробку от вина вставить между зубами и проговаривать любой текст. Это даёт эффект плотной активизированной дикции. Механизм элементарный: мы создаём дополнительное препятствие. И пока мышца это препятствие преодолевает, она научается быть упругой. Это хороший тренажёр для мышц речи.



Станиславский нам завещал йогу — веками отработанную систему, чтобы присоединиться к своему дыханию. Речь существует на выдохе. Мы должны привыкнуть распределяться на выдохе. Это должно быть комфортно, удобно, нужно уметь этим управлять. А управлять можно только тем, с чем вы знакомы. Поэтому первый этап строится на том, что студент знакомится с индивидуальностями своего аппарата. Важно прислушаться к себе. Это просто звучит, но услышать себя всегда бывает очень сложно. Я предпочитаю сразу включать мысль и делать что-то осознанное. Все тренировки и репетиции в отрыве от задания, цели — бессмысленны. Я видела много раз, когда студенты прекрасно сдавали экзамен по технике речи, а потом они же выходили на сцену в спектакле и говорили, к сожалению, плохо. Речь существует в целеположении, когда нам очень надо быть услышанными, мы находим способы подключить весь свой ресурс .

Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....