Бюджетиада: предвыборный танец с саблями - «Политика»
- 12:16, 24-сен-2018
- Политика / Украина
- Федот
- 0
В Украине стартовала новая бюджетиада. Проект главного финансового документа страны на 2019 год, получив от авторов очередное громкое название «Бюджет развития», был представлен Гройсманом на внеочередном заседании Кабмина и передан в Верховную Раду, а в минувшую пятницу презентован и в сессионном зале парламента. Однако в спешно перелицованном документе, в отличие от «Нового экономического курса» Юлии Тимошенко, на самом деле нет ни развития, ни социальной направленности - остаются лишь старые схемы наполнения и распила госказны за счет самых неимущих.
По словам главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака, презентация госбюджета-2019 по «странному стечению обстоятельств» совпала с пребыванием миссии МВФ в Украине.
«Подозреваю, что основные параметры проекта главного финансового документа страны были продиктованы Фондом, которые правительство и подало в виде основных макропоказателей. В целом же проект госбюджета на 2019 год фактически является ксерокопией сметы страны за 2018 год», - констатировал он.
Не растекаясь мыслью по древу, переходим к сухому языку цифр.
Итак, в проекте госбюджета-2019 запланирован 3%-й рост ВВП, курс национальной валюты по отношению к доллару - 29,4 (госсмета на нынешний год рассчитана исходя из курса 30,1 грн за у.е.). Инфляция, по планам Кабмина, в 2019-м также замедлится и составит 7,4% (в нынешнем году инфляция запланирована на уровне 9,9%).
Прожиточный минимум с 1 января 2019 года составит 1853 гривни, с июля - 1936 гривен, с декабря - 2027 гривен. Минимальная зарплата подрастет с января с 3723 гривен до 4173 гривен.
Эксперты несколько недоумевают относительно заложенных макропоказателей. Так, Андрей Новак констатировал, что укрепление гривни несопоставимо со стратегией плавающего курса Нацбанка, что приводит лишь к девальвации нацвалюты. Также непонятно, как совместимо фактическое падение роста ВВП и укрепление гривни.
В 2019 году правительство рассчитывает собрать в казну 1 трлн 8 млрд грн, а потратить 1 трлн 94 млрд грн. Дефицит торгового баланса зафиксирован на уровне 2,26% ВВП.
По словам эксперта Центра анализа экономической политики Юрия Гаврилечко, доходную часть госказны планируют увеличить почти на 9,85%, при этом налоговые поступления вырастут на 11,74%, что уже вызывает недоумение.
«Как при росте средней зарплаты на 16,3% и без увеличения ставки налога на добавленную стоимость для физлиц планируют получить рост доходной статьи бюджета от НДФЛ на 16,5%? Этого можно достичь за счет увеличения количества работающих, но в условиях оттока трудоспособного населения это нереально», - подчеркнул он.
По словам Гаврилечко, самой большой статьей доходной части, естественно, станет налог на добавленную стоимость (НДС) с импорта - порядка 340 млрд, то есть 34% от доходов.
«При этом от НДС на произведенные в Украине товары и услуги планируют получить 94 млрд грн, то есть почти в 4 раза меньше», - констатировал он.
Также эксперт обратил внимание на то, что при росте расходов на антикоррупционные органы фактически бюджет от них получит лишь убытки.
«Из доходной части полностью исчезла строка «Конфискованные средства и средства, полученные в результате реализации имущества по решению судов за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения», - добавил Гаврилечко.
Эксперты также сомневаются в том, что удастся выручить 17 млрд грн от приватизации объектов госсобственности.
Впрочем, на выручку правительству придут традиционные механизмы: увеличение акцизов на алкоголь и сигареты на 9%. Также на 9% планируется увеличить ставки рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины.
В свою очередь экономический эксперт Виктор Скаршевский подчеркнул, что «бюджет развития», как именует его правительство, по сути означает лишь одно - значительное увеличение расходов на силовой блок за счет урезания средств на наиболее слабозащищенные слои населения.
«Доходы госбюджета в следующем году планируется увеличить на 10%. А, например, расходы на МВД увеличиваются на 25%, на Нацполицию - на 21%, на Минобороны - на 17%, на СБУ - на 16%... Это и есть приоритеты правительства и нынешней власти, что бы они там ни рассказывали о социальной направленности главного финансового документа на следующий год», - отметил он.
Эксперт уточнил, что правительство планирует увеличить социальные расходы на 5,2%, и это при том, что заложенный в бюджете уровень инфляции 7,4% уже занижен. То есть реальные социальные расходы, с учетом инфляции, не увеличиваются, а сокращаются, что является ноу-хау проекта госбюджета-2019.
Также Виктор Скаршевский обратил внимание на то, что и в 2019 году продолжится обворовывание самых незащищенных слоев населения за счет заниженного уровня прожиточного минимума, который даже сегодня должен быть в 2,5 раза выше.
«Еще одно ноу-хау бюджета-2019. Благодаря так называемому закону о пенсионной реформе правительство сэкономит на пожилых людях, проиндексировав им пенсии не с 1 января, а с 1 марта, что позволит Кабмину недоплатить старикам около 12 млрд грн. И это при том, что средняя пенсия в Украине - «аж» 90 долларов», - возмутился он.
Эксперт также добавил, что фактический уровень инфляции будет на уровне 10-11%. Закладывая в бюджет заниженный показатель инфляции, они грабят самых бедных. Ведь индексация прожиточного минимума происходит на показатель инфляции, а этот показатель занижен на 3-4%.
Однако наиболее циничным ноу-хау правительства в социальном блоке, по его мнению, является снижение расходов на субсидии населению на оплату коммунальных услуг с нынешних 71 млрд грн, которых уже не хватает, до 55 млрд грн.
«Это при том, что тарифы на природный газ уже в нынешнем году вырастут на 25%. Судя по всему, такие показатели заложены во исполнение требований МВФ, чтобы максимально ограничить количество субсидиантов, лишая самых бедных последнего», - подчеркнул Виктор Скаршевский.
Учитывая, что в 2019-м в Украине состоятся парламентские и президентские выборы, на проведение которых заложено 4,5 млрд грн, Кабмин может особенно не задумываться над выполнением бюджета, который он сам же и нарисовал.
Вполне понятно, что итоговый документ, который парламент примет в декабре, будет существенно отличаться. Возможно, в нем появятся и незначительные социальные «плюшки» для населения. Однако это будет разовая, предвыборная акция. В целом же не изменится система управления, что не способствует развитию экономики и процветанию государства. Соответственно, и далее у народа будут отрывать последнее «на прокорм» депутатам и чиновникам.
Арина МАРТОВА
"Вечерние Вести"
...
Комментарии (0)