Россия отбирает у Прибалтики транзит удобрений - «Авто новости»
- 20:47, 17-июн-2019
- Авто
- Радислав
- 0
Специальный представитель президента России Сергей Иванов объявил, что все российские сухие удобрения вскоре будут экспортироваться через Усть-Лугу, а не через Прибалтику. В выступлении Иванова важен акцент не только на переориентацию транзита в российские порты, но и на уход из портов Прибалтики. Единожды провозглашенный курс на отказ от стратегического сотрудничества в логистике с Литвой, Латвией и Эстонией пересмотрен не будет.
«"Еврохим" строит сейчас новый огромный терминал в российском порту Усть-Луга. Уже через короткое время все сухие удобрения, которые производятся компанией "Еврохим", а также "Уралкалия", "Акрона" и другими, впервые пойдут на экспорт через российский порт, а не через прибалтийские порты», — сообщил специальный представитель президента России Владимира Путина по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Это тот самый форум, на который в этом году напросился министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас. Министр прямо очертил круг тем, которые интересуют на ПМЭФ эстонскую сторону. На первом месте — возвращение транзита!
И обсудил.
Нельзя сказать, что итоги этой встречи были для Таллина совсем неудовлетворительными. Дитрих и Аас договорились о возобновлении работы российско-эстонской транспортной комиссии. Таллин ждет от этой комиссии возрождения былых транзитных объемов.
В Эстонии «достаточно свободных мощностей как на железной дороге, так и в портах для быстрой и качественной обработки грузов», — сказал министр экономики о состоянии эстонской транзитной отрасли и откровенно дал понять, что Таллин не прочь вновь увидеть эти мощности заполненными российскими грузами.
Сергей Иванов сказал не только о том, что экспорт сухих удобрений теперь пойдет через Усть-Лугу, но и о том, что он будет переведен туда из Прибалтики. То есть наряду с экономическим было подчеркнуто и политическое значение совершающегося процесса.
Проблема стран Балтии в том, что единожды начатую переориентацию транзита уже так просто не остановишь. Это долгосрочный процесс, который, будучи запущен, длится годами, причем самые большие инвестиции в инфраструктуру делаются на начальном этапе, и от этого еще труднее повернуть все вспять.
Построить глубоководный порт Усть-Луга — это не то же самое, что запретить въезд в РФ паре-тройке русофобов из Таллина или Риги. Последнее решение можно отменить, если двусторонние отношения потеплеют, а антироссийские деятели поймут, что были не правы, и сменят риторику (казус латвийского драматурга Херманиса, которому после пятилетнего запрета разрешили въезд в Россию — тому подтверждение).
А как отменить Усть-Лугу? Или Высоцк? Или новые железнодорожные пути? Остановить стройки в самом разгаре, потому что Прибалтика подает сигналы к нормализации отношений? Уволить людей и оставить разрытые котлованы, потому что министр иностранных дел Латвии заговорил о заинтересованности во взаимовыгодных отношениях с восточным соседом, а министр экономики Эстонии приехал на ПМЭФ?
Тем более в случае Усть-Луги речь давно не о котловане. Строительство портовой инфраструктуры находится в завершающей фазе, и переориентация транзита идет уже несколько лет.
В прошлом году российский экспортер минеральных удобрений «Акрон» перевел транзит своей продукции с прибалтийских на российские порты. Тогда же компания «Уралхим» объявила о планах перенести грузопоток своих удобрений из Рижского порта (где «Уралхим» построил для перевалки собственной продукции отдельный терминал) в Усть-Лугу, как только там будет достроен подходящий для транспортировки сухих удобрений терминал.
Строительство такого терминала в Усть-Луге началось 1 июня. По плану он должен быть введен в эксплуатацию в 2022 году. При этом руководство «Уралхима» рассматривает и другие российские направления для переориентации своих грузов. В частности, компания выразила интерес к строительству глубоководного порта в Калининградской области.
«Мы рассчитываем на то, что, когда мощности будут запущены, они полностью закроют наши потребности по перевалке сухих грузов. В настоящее время мы поставляем через Прибалтику не более 2 млн тонн сухих удобрений в год», — говорил генеральный директор «Уралхима» Сергей Момцемлидзе.
Оставлять немножко транзита для Риги не планируется. Как не планируется возвращать нефтетранзит в Вентспилс или снова облагодетельствовать заказами Таллинский порт.
Последние потуги прибалтийских деятелей продемонстрировать заинтересованность в экономических отношениях с Россией и все это вернуть смешны, как попытки опоздавшего пассажира вцепиться в уходящий поезд и заставить его развернуться.
Поезд ушел — и страны Прибалтики на него опоздали.
Комментарии (0)