НЕВЕДОМЫЕ СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ…

  • 12:22, 09-май-2019
  • Новости без фото (кратко)
  • Novosti-Dny
  • 0

Приближается великий праздник — День Победы. Этот праздник отмечается всем миром — и в России, и во многих странах постсоветского пространства, и в Германии, избавившейся от нацизма в 1945 году. Из года в год мы просим читателей «МК-Германия» присылать в редакцию любые воспоминания, фотографии, неопубликованные факты о тех страшных испытаниях, которым подвергся наш героический народ. Невозможно оставаться равнодушным, читая скупые строки, написанные болью и состраданием к тем, кого уже нет в живых. Казалось бы, за столько лет уже всё писано-переписано. «Да не иссякнет памяти река». Предлагаем вашему вниманию еще одну неведомую страницу истории, нашей с вами истории, которую ни исказить, ни переписать по-новому никому не удастся.


НЕВЕДОМЫЕ СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ…

Много лет посвятил сбору материала по истории Великой Отечественной войны. Одним из итогов моих усилий стала презентация альбома «Одесса 1941—1944. Неизвестные страницы». Было немало отзывов. Многие дополняли меня своими историями. Но особенно взволновал один из комментариев от Ирины Старостенко. Зацепило больше других, захотелось узнать больше о семье, о людях.



«Прабабушка была сожжена. Бабушка выжила в оккупации, так на нее донесли после освобождения «соседи», что у нее в доме пел Петр Лещенко. Кстати, те же «соседи», что выдали прабабушку румынам. Бабушка отсидела 10 лет в ГУЛАГе. Матери автора письма было три года, когда ее выкупили у румын из слободского гетто», — пишет Ирина.



Сейчас Ирина Старостенко живет на Майами, буду просить ее написать подробнее об этой семье.



Но в том же комментарии совершенно неожиданная для меня история.



Уже в Америке, в прошлом году Ирина встречалась со… сводной сестрой Анны Франк, узницей Освенцима, освобожденной советскими войсками и жившей в Одессе.



Ирина называет ее имя, фамилию — Ева Шлесс.



Как и все, читал «Дневник Анны Франк». Не помнил, не знал ничего про сводную сестру. А тут еще и Одесса…



И вот перелопатил гору статей, интервью. И открыл для себя еще одну неведомую страницу войны.



Живет в Англии, награждена высшим орденом Британской короны за вклад во взаимопонимание между людьми, бывшая узница Освенцима Ева Шлосс. В одной букве ошиблась мой комментатор, чем вначале усложнила поиск.



Родилась Ева в Австрии в 1929 году, сейчас ей 90 лет. Ее девичья фамилия Габрингер.



С приходом к власти фашистов и началом преследования евреев семья переехала в Голландию. Жили на той же улице, где и семья Анны Франк, дом напротив дома. И Анне, и Еве по 11 лет, вместе ходят в школу, дружат. Знакомятся между собой и их родители. А затем нацизм приходит и в Нидерланды. И обе семьи прячутся, теряют друг друга из вида.



11 мая 1944 года Еву и ее маму арестовывает полиция. Запомнила день навсегда, ей в этот день исполнилось 15 лет. Выдала «двойной агент», медсестра, внедрившаяся в сопротивление, но служившая в гестапо. В тот же день их отправили в Освенцим. Отец Евы и брат погибли. Она и мать, изможденные, больные дождались прихода советских войск.



Накормили. Подлечили. И отправили на восток — в Одессу.



До сих пор, как драгоценность хранит юбку и кофту, что ей дали советские солдаты.



Что она помнит в Одессе?



Дом отдыха или санаторий на берегу моря. Помнит, как весь город праздновал 9 мая 1945 года День Победы. Помнит спектакль в красивейшем Оперном театре.



А затем в одесский порт пришло нидерландское торговое судно, и европейцев из Освенцима отвезли в Марсель. Оттуда через Францию, Бельгию они добирались в Амстердам.



Никогда до сих пор не знал об этой акции.



На этом же пароходе плыл отец Анны Франк. У него погибли жена, дочь… Значит, и отец Анны Франк был в Одессе.



После войны отец Анны и мать Евы, сплоченные общим горем, стали одной семьей, а Ева — сводной сестрой Анны Франк.



Был найден дневник Анны, и делом жизни Отто Франка стало его издание, переводы на европейские языки.



До войны Отто увлекался фотографией, у него был один из лучших фотоаппаратов того времени — лейка. Этот аппарат он подарил Еве, и ее отправили учиться фотоделу в Лондон. Здесь ей сделал предложение израильский студент, экономист Цви Шлосс.



Так Ева Габрингер стала Евой Шлосс. У них трое детей.



Сорок лет Ева не рассказывала об Освенциме, об ужасах войны. Не хотела бередить свои раны. Но лагерная татуировка требовала — не молчи. Она видела, что в мире начинает поднимать голову фашизм и решила рассказать миру и свою историю.



Сейчас выпущены книги, снимается фильм «Путь Евы». И можно предположить, что съемочная группа, а может, и сама Ева Шлосс, приедут для съемок не только в Польшу, но и в Одессу.



Чем не сюжет для романа?



Меня попросили рассказать слушателям в музее, как военная история Одессы отразилась в художественной литературе. Начну с Константина Симонова и Валентина Катаева, с Генриха Бёлля и Курцио Малапарте, с Льва Славина и Виктора Некрасова. Но завершу этой историей — девочки из Освенцима, которая увидела, как Одесса отпраздновала 9 мая 1945 года.



Такого романа еще нет. Но кто знает, может, будет…

Другие новости


Рекомендуем

Комментарии (0)

Написать комментарий




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!

Свежее


Вся правда почему не стоит доверять компании Emigrare.ru..

Отзывы про мошенничество Emigrare.ru. Как обманываю клиентов аферисты, можно ли добиться правды....