Чем отличаются друг от друга метеорит, метеор, астероид и комета? | Наука | Общество - «Происшествия»

• 16:40, 24-июл-2019
  • Происшествия и криминал
  • Harrison

Тунгусский — не Челябинский? Загадки метеорита не раскрыты и по сей день

Для некоторых метеоритов ученые могут установить так называемые родительские тела. Например, на Земле были обнаружены метеориты марсианского и лунного происхождения. Велика вероятность, что некоторые метеориты являются осколками разных планет не только солнечной, но и других звездных систем, однако на данный момент научных доказательств этой теории представлено не было. Также метеориты можно обнаружить не только на поверхности Земли, но и на других планетах, обладающих атмосферой.

По химическому составу астрономы разделяют метеориты на несколько типов. Первый тип — железные. Они на 85% состоят из железа и на 12% — из никеля. Их доля от общего количества найденных на Земле метеоритов составляет порядка 5,7%, а их поверхность часто бывает покрыта регмаглиптами — характерными своеобразными углублениями.

Второй тип — железо-каменные, переходный между железными и каменными метеоритами. В их состав входит примерно равное количество никелистого железа и силикатов. Их доля от общей массы метеоритных находок составляет 1,5%.

Третий тип метеоритов — каменные, они составляют абсолютное большинство обнаруженных на нашей планете, 92,8%. Состоят из окислов кремния, магния, кальция, железа, алюминия и некоторых других элементов. В составе более чем 90% каменных метеоритов присутствуют так называемые хондры — миллиметровые округлые силикатные зерна. Их называют хондритами, а те образцы, в которых не обнаружено присутствие хондр, — ахондритами.

Что такое метеор?

Оба слова, и «метеор», и «метеорит» имеют одинаковое греческое происхождение — «парящий в воздухе» или «поднятый в воздух». Некоторые считают эти слова синонимами, однако это не так. Метеор означает не космическое тело, упавшее на Землю, а само явление, при котором мелкие метеороиды сгорают в атмосфере. При этом не имеет значения, что случилось с метеороидом: упал ли он на Землю, став метеоритом, улетел ли обратно за пределы земной атмосферы или полностью в ней сгорел — след от него любом случае будет называться метеором. В исторической науке метеорами называли любые небесные явления, наблюдающиеся в атмосфере. Сейчас эти явления изучает наука метеорология, в то время как метеоры в их современном значении изучает метеоретика.

Метеоры могут группироваться в так называемые метеорные потоки — постоянные массы метеоров, которые регулярно появляются в одно и то же время в одной и той же части неба. Образуются они из-за комет, которые разрушаются в процессе таяния, когда проходят через внутреннюю часть Солнечной системы. Из метеорных потоков наиболее известны Персеиды (появляется каждый год в августе в районе созвездия Персея), Леониды (середина ноября, созвездие Льва) и Квадрантиды (конец декабря — начало января, созвездие Волопаса).

Что такое астероид?

Термин «астероид» происходит от древнегреческого «подобный звездам», он стал набирать популярность после 2006 года и заменил понятие «малая планета». Астероидами называют относительно небольшие небесные тела, которые вращаются по солнечной орбите. Чаще всего они обладают неправильной формой, а их средний диаметр не превышает 1500 км. При этом минимальный диаметр астероида должен быть не меньше 30 м: небесные тела меньшего размера называются метеороидами. По массе и размеру астероиды значительно меньше планет Солнечной системы, также они не имеют собственной атмосферы, однако у них могут быть спутники.

Предполагается, что Солнечная система может насчитывать порядка 1,1–1,9 млн объектов с диаметром больше 1 км. Однако на данный момент, по данным Центра малых планет Смитсоновской астрофизической обсерватории (MPC) за все время наблюдений было обнаружено 794 832 астероида. Самым крупным астероидом Солнечной системы ранее считалась Церера с диаметром 933 км, однако с 2006 года она приобрела статус карликовой планеты. Другими крупными астероидами являются Паллада (диаметр 524 км), Веста (520 км) и Юнона (133 км). При этом Веста — единственный объект пояса астероидов, который можно наблюдать без использования специальной техники.

Астероид или корабль-разведчик? Чем примечателен объект Оумуамуа

Изначально астероидам присваивали исключительно имена героинь древнегреческой и древнеримской мифологии, позже астероиды с необычными орбитами стали получать имена героев, а затем разрешили называть астероиды как угодно. Сейчас официальные имена астероидам присваивает Комитет по номенклатуре малых планет.

Что такое комета?

Название происходит от древнегреческого «волосатый», «косматый». Как и астероиды, кометы вращаются вокруг Солнца, однако их орбита имеет форму сильно вытянутого конического сечения. Другое отличие от астероида заключается в том, что комета при приближении к Солнцу образует так называемую кому, или голову (облако из пыли и газа) и хвост (так же из пыли и газа).

Появляются кометы из кометных ядер — малых ледяных тел, чьи размеры могут достигать нескольких десятков километров. Большинство кометных ядер расположены на окраине Солнечной системы, однако ученые не исключают, что некоторые из них попадают к нам из межзвездного пространства. Когда кометное ядро по какой-либо причине начинает двигаться к центру системы, оно нагревается и постепенно его льды начинают испаряться, тем самым образуя голову и хвост кометы.

Комета может быть короткопериодической и долгопериодической. В первом случае, попадая в центральную часть Солнечной системы, комета оказывается в гравитационном поле больших планет, из-за чего остается во внутренней части системы и обращается вокруг Солнца с периодичностью примерно в 200 лет. В результате многократного приближения к Солнцу комета постепенно разрушается и может превратиться в метеоритный рой. Долгопериодические кометы не испытывают гравитационного притяжения планет и возвращаются по орбите практически к своей исходной точке, однако не остаются там, а снова начинают приближаться к Солнцу. Период обращения таких комет может достигать нескольких миллионов лет.

По данным MPC, на данный момент обнаружено 4106 комет. Изначально кометы было принято называть по году их обнаружения, однако после того, как английский астроном Эдмунд Галлей доказал, что кометы 1531, 1607 и 1682 годов — одно и то же небесное тело, и предсказал его появление в 1759 году, эта комета стала называться кометой Галлея. С начала XX века, когда новые кометы стали открывать все чаще, сменилось несколько правил относительно выбора названий для них. Сегодня их называют по следующему принципу: год открытия, буква, обозначающая половину месяца, в котором была открыта комета, и номер открытия в этой половине месяца. Например, вторая комета, открытая во второй половине января 2019 года, получит название 2019 B2.