Владимир Спиваков: «Скрипка – женщина капризная» - «Политика»
- 04:45, 26-май-2019
- Политика
- Елисей
- 0
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 22/05/2019
В Турции, в античном амфитеатре на средиземноморском побережье Антальи, прошёл первый Турецко-русский фестиваль классической музыки в рамках перекрёстного Года культуры и туризма обеих стран.
Владимир Спиваков: «Со скрипкой на пляж не хожу. Только с партитурой»
Подробнее
«Мои дочки молились со свечкой»
– Кто в вас воспитал такое отношение к миру?
– У меня была очень хорошая семья. Мама – блокадница, отец пошёл добровольцем на фронт, дважды получил контузию. Мы жили Ковенском переулке в Ленинграде в коммунальной квартире, где было много национальностей, поэтому там знали праздники всех народов. Никогда не видел, чтобы родители кого-то не любили. Наоборот, они говорили: «Надо помогать людям. В меру своих возможностей».
Блокадники – это вообще отдельная каста людей. Моя мама была всю жизнь связана со всеми блокадницами, с которыми они возили по снегу на санках раненых и уже умерших. И радовались, когда появились первые гробы – потому что люди больше не замерзали на улицах брошенные…
Каждый раз, когда я уезжал за границу, мама просила меня купить не ей что-то типа меховой накидки, а заказать инвалидную коляску соседке, бывшей её напарнице по госпиталям, у которой сын-инвалид.
– При щедром сердце бывает, что человек недодаёт внимания собственным родным и близким. У вас всегда хватает времени на дочерей, на жену?
– Я отец-заочник. Всё время ездил по миру с концертами. Но две вещи мои дети всё-таки видели: что я честно отношусь к своей профессии, тружусь, каждый день занимаюсь и моё отношение к людям. Мои дочери молились – сами, без моей просьбы – за здоровье кого-то, кому я помогал. Однажды я застал дочек в ванной комнате в темноте с горящей свечкой. «Что вы делаете?» – «Мы молимся за здоровье Алины». Пианистка Алина Коршунова, изумительный талант, в то время находилась в одной из лучших клиник Нью-Йорка. Потому что американцы дали мне 50% на то, что её могут спасти.
– Спасли?
– Этого оказалось мало. Она ушла из жизни.
– И всё-таки, Владимир Теодорович, неужели семья не говорила: хотим папу и мужа видеть чаще дома?
– Никогда! Они всегда с пониманием ко всему относились. Как-то мне понадобилось сдержать слово, данное русскому мальчику-гобоисту, который учился во Франции, – купить ему инструмент. Я пошёл к Сати: «Выпиши, пожалуйста, чек на 40 тыс. франков». Она тихонько сказала: «У нас минус 80». – «Я же дал слово». Она молча выписала.
– А почему вы сами чеки не выписывали?
– А я не умею. Стараюсь не делать того, что не умею.
– Вы правда не можете заполнить банковский чек?!
– Нет. Ещё я не пользуюсь сетями, у меня нет e-mail. Когда меня спрашивают: «Какая у вас электронная почта?» – отвечаю: «У меня её нет». Сначала люди удивляются, а потом со вздохом говорят: «Вы счастливый человек». Просто когда я однажды столкнулся с техникой и увидел, что в сетях появилось столько грязи, понял: не хочу быть свидетелем этого.
Владимир Спиваков: если украли скрипку, это всё равно, что жену похитили
Подробнее
– Но каким образом у вас был баланс «минус 80 тыс. франков»? А как же безумные гонорары известных музыкантов?
– Жизнь на Западе очень дорогая. У некоторых – да, безумные гонорары, но я к этому не стремлюсь. Есть же ещё и человеческие взаимоотношения…
К тому же большую часть гонораров мы отдавали в Госконцерт. За запись Концерта Чайковского с великим японским дирижёром Сейджи Одзава с Лондонским оркестром я получил 50 фунтов. На эти деньги купил замечательную картину Судейкина «Коломбина». На «Пьеро» мне уже не хватило.
– Вы ненавидели систему, которая отбирала всё заработанное?
– Нет, не ненавидел. Все так делали, я же не был исключением. Собирали со всех – с Ойстраха, с Ростроповича. Ойстрах купил себе скрипку Страдивари не благодаря своему дару, а благодаря друзьям, которые скинулись и привезли ему чемодан разных валют из всех стран – из Латинской Америки, Турции. И мне тоже скрипку купили друзья. Но только она принадлежит не мне, а тем людям, которые заплатили за неё.
– Какие у вас отношения с этой скрипкой работы Страдивари?
– Любовные.
– Инструмент для вас значит больше, чем женщина?
– Ну как… Женщина есть женщина, инструмент есть инструмент. Но скрипка – капризная женщина, ничего не прощает – не прощает, когда я мало на ней работаю. Любая женщина не прощает, если к ней недостаточно внимания.
Комментарии (0)